» » Как узнать о цели собеседника и правильно его слушать

Как узнать о цели собеседника и правильно его слушать

Первостепенное значение в человеческом общении – это умение слушать. Из статистических данных следует, что из времени, которое мы используем на контакты с окружающими: 9%  мы пишем, 16% уходит на чтение, 30% - говорим и целых 45% - слушаем, а если быть более точным, то должны были бы слушать.

Во время беседы, в первую очередь, необходимо понять цель вашего собеседника. Нужно не забывать, что человек во время разговора обычно преследует несколько целей или переходит от одной цели к другой. Когда он желает показать свое уважение (почтение) и развивать взаимоотношения, то это социальная цель. Когда же собеседник пытается узнать какую-либо информацию – это уже информационная цель. Во время выхода конфликтной ситуации, партнеры пытаются достигнуть компромисса – это экспрессивная цель. Последняя цель – побудительная (т.е., если собеседник предъявляет какие-то требования, жалуется или просит о чем-либо, пытаясь таким образом заставить слушать, пойти навстречу).

Если цель социальная, то правильно слушать – это значит принимать участие в повседневном общении. Иногда простой улыбки или приветствия рукой вполне достаточно для этого. При таком общении собеседники слушают по очереди и не перебивают друг друга.

 

Как узнать о цели собеседника и правильно его слушать

 

В случае, когда целью разговора является обмен какой-либо информацией, то правильно слушать – это значит правильно понять речь собеседника, воспринять и запомнить. Если информации много или она сложная, целесообразно прибегнуть к помощи блокнота, в котором делать короткие записи. Тут будут не лишними приемы рефлексивного («активного») слушания (т.е. уточнение, перефразирование и резюмирование).

При экспрессивном общении лучше всего подойдут приемы слушания нерефлексивного (т.е., умение правильно молчать, не вмешиваться в речь собеседника). Так как он и так возбужден и ему трудно говорить осмысленно. Нужно выражать ему свое понимание и поддержку.

 

Как узнать о цели собеседника и правильно его слушать

 

Приемы слушания – незаменимы в том случае, когда целью разговора является урегулирование конфликта. Слушание основано на понимании и сопереживании чувств собеседника. В этом случае важно показать своим поведением, что принимаете и понимаете его чувства и тревогу.

Но каковой бы не была цель общения, все равно нужно также знать технические приемы слушания и умело ими пользоваться.