» » Как сохранить плодотворность дискуссии

Как сохранить плодотворность дискуссии

Сегодня невозможно представить нашу жизнь без споров и дискуссий как обезличенную форму конфликта. Правильно организованные дискуссии полезны обществу и широко используются во всех сферах деятельности. Но многие споры, наносят непоправимый вред обществу, о них мы все наслышаны, знаем и сами часто становимся участниками этих дискуссий на производственном и бытовом уровне.

Как сохранить плодотворность дискуссии

В любой дискуссии (споре, конфликте) всегда есть инициатор, высказавший свою какую-то точку зрения и оппонент, который с ним не согласился. Это и есть начало спора, так сказать, первая искра зарождающего конфликта. Развитие этой дискуссии будет зависеть от оппонента. Несогласному человеку, инициатор будет вынужден искать факты и доказательства своей правоты.

Как сохранить плодотворность дискуссии

Спор может сильно обостриться, когда оппонент меняется местами с инициатором. И если смена позиций «инициатор-оппонент» частая, то это может завести в тупик. Для того чтобы спор был плодотворным и разрешимым, нужно обязательно соблюдать ряд основных правил:

  1. С самого начала должен быть ограничен предмет дискуссии (это должен сделать кто-то из дискутантов). Потому что неопределенность предмета спора, переходящего от какой-то конкретики к обобщенному ряду предметов очень сильно затрудняет дискуссию.
  2. Обязательно нужно учитывать эмоциональную сторону (степень возможной эмоциональной реакции спорящих людей). Неустойчивому в эмоциональном плане человеку, намного труднее регулировать напряженность выяснения тех или иных точек зрения, значит другой дискутант, более стабильный, должен уметь остужать его пыл. Но бывает и обратный эффект, а именно, спокойное состояние собеседника еще больше злит и накаляет того, который эмоционально неустойчив и раздражителен (ему кажется, что спокойное поведение  собеседника – это неуважение и безразличие к его точке зрения и ему самому). Если спорят два неуравновешенных человека, то в такой дискуссии, как правило, решения вопроса не дождаться. В этой ситуации выход один – нужен третий человек (арбитр), который рассудит и примирит дискутантов. 
  3. Необходимо обязательно учитывать уровень знания предмета, профессиональная подготовка оппонента. Если оба имеют одинаковый профессиональный потенциал и соблюдаются все правила дискуссии, тот и спор будет более плодотворным и результативным.

Психологи-специалисты считают, что для любой организации, для любого трудового коллектива для нормальной жизнедеятельности споры просто необходимы. Во время споров и различный дискуссий (при соблюдении правил), ломаются стереотипы, появляются новые идеи, новые точки зрения. Дискуссии заставляет участников искать новые решения производственных задач, несут сильный заряд дополнительной энергии в этом направлении. Если споры конструктивные, то они способны стимулировать деятельность коллектива, углублять и расширять знания предмета. Но они становятся деструктивными, когда превращаются в самоцель (такие споры отнимают массу сил, времени, эмоций и совершенно бесплодны). Когда участниками спора движет результат общего дела и не ориентированы на личность, то этот спор будет конструктивным. Деструктивный спор – это следствие ориентации оппонентов на личный успех и выгоду (в этом случае для инициатора и оппонента главная задача – во чтобы то ни стало доказать только свою точку зрения и правоту).

Как сохранить плодотворность дискуссии

Непродуктивным или малопродуктивным является и такой спор, когда сам предмет дискуссии забыт и спорящие люди переходят к оценке профессиональных, интеллектуальных, характерологических качеств друг друга. В этом случае неминуем острый конфликт, который решать будет очень сложно, а порой и невозможно.