» » Причины слабой успеваемости ребёнка

Причины слабой успеваемости ребёнка

Одна из главных проблем, с которой сталкиваются родители детей-школьников, – это плохая успеваемость.

Потратив много сил и времени на подготовку ребенка к школе, родители первоклассника успокаиваются в надежде на оправдание потраченных усилий. Но каково же бывает их разочарование, когда ребенок возложенных на него родителями надежд не оправдывает.

Каковы же причины плохой успеваемости?

Естественно, в первую очередь, нужно обратить внимание на такой фактор, как способности ребенка, его интеллект.

Причины слабой успеваемостиПричины слабой успеваемости

Иногда происходит так, что вроде бы способный и даже талантливый ребенок плохо учится, а тот, от которого совершенно не ждали особенных успехов, добивается многого благодаря своей старательности и усердию.

Почему так происходит? Скорее всего, причина плохой успеваемости не только в наследственности или нежелании ребенка прилагать усилия для учебы, но и в каких-то других факторах.

Среди факторов, оказывающих влияние на школьную успеваемость ребенка, выделяют:

  • наличие у ребенка того или иного типа нервной системы;
  • состояние здоровья;
  • правополушарность и левополушарность головного мозга;
  • особенности психологической обстановки в семье ребенка, в классе, другие причины психологического характера.

Остановимся на каждом факторе успеваемости ребенка отдельно.

 

Тип нервной системы

Каждый человек от рождения обладает определенным типом высшей нервной деятельности или проще сказать темпераментом. Темперамент нельзя выработать, воспитать, изменить, как определенные черты характера. С момента рождения он управляет действиями и эмоциями человека. Усилием воли можно лишь приглушить проявления своего темперамента, если это необходимо. Но для этого требуется определенное волевое усилие, а, как известно, произвольность у ребенка только начинает появляться  в 7 лет, да и то не у всех (все зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша).

Причины слабой успеваемостиПричины слабой успеваемости

Поэтому не стоит бездумно ругать первоклассника за его неуспеваемость, лучше попытаться разобраться свойства каких нервных процессов он проявляет.

Нервная система имеет три основные характеристики: сила, уравновешенность, подвижность.

Сила – функциональная выносливость нервных клеток, способность выдерживать длительное и кратковременное возбуждение. Другими словами, здесь речь идет об утомляемости и трудоспособности, восприимчивости ребенка к окружающим его вещам.

Уравновешенность. Под уравновешенностью понимают равновесие процессов возбуждения и торможения в нервной системе человека. Уравновешенность проявляется у ребенка в том, насколько он терпеливо, без эмоционального напряжения способен довести начатое им дело до конца. Насколько часто у него случаются смены настроения, уверен ли он в собственных силах или у него не хватаем решимости начать новое дело и он постоянно колеблется между выбором способа выполнения того или иного задания и при этом не уверен, что с ним справится.

Подвижность представляет собой способность нервной системы переключаться с торможения на возбуждения и наоборот. Если нервная система ребенка подвижна, то он легко приспосабливается к новым условиям, переключается с одного дела на другое. Если же  нервная система ребенка не отличается подвижностью, то ребенку с трудом дается адаптация к каждому новому впечатлению.

Все эти три свойства нервной системы в  разных сочетаниях дают 4 типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический. Зная тип темперамента ребенка, родителям будет легче помочь ему справиться с теми или иными трудностями, которые ждут его в учебе и в жизни вообще.

 

Если ваш ребенок сангвиник

Это сильный, уравновешенный и подвижный тип темперамента. Сангвиникам легко включиться в любую деятельность, даже незнакомую. Им все вокруг интересно, они легко ко всему адаптируются. Таких детей отличает жизнерадостность и оптимистичность, уверенность в себе и доброжелательное отношение к окружающим. Сангвиники с легкостью усваивают любую новую информацию, спокойно выдерживает нужное число уроков. Такой ребенок, обычно лидер в коллективе, его любят учителя и сверстники. Обычно он ровно учится, чрезмерной заинтересованности только одним предметом в ущерб другим он не проявляет. Но в чистом виде сангвинический темперамент, как, впрочем, и любой другой практически не встречается.

 

Если ваш ребенок холерик

Данный тип нервной системы – сильный, неуравновешенный, возбудимый. Такой ребенок не может долго сидеть на одном месте. Он быстро загорается новой идеей, но также быстро охладевает к ней. Энергия его неиссякаема. Такому ребенку очень трудно высидеть целый урок: он подпрыгивает и вериться, подсказывает отвечающим. Он нетерпелив и спешит всюду успеть. Такой ребенок очень эмоционален, вспыльчив и восприимчив.

Слабое место холериков – усидчивость и соблюдение дисциплины. Довольно многие дети имеют черты холерического темперамента.

Ребенку-холерику пойдут на пользу частые смены вида деятельности. Это поможет ему максимально сосредоточиться на задании, но в то же время и не потерять интерес к нему.

Поскольку в школе такой возможности ребенку не предоставляется, то подобным образом родители должны организовывать домашнее время ребенка. Не нужно сразу по возвращении из школы требовать от ребенка немедленно садиться за уроки. Дайте ему время сбросить накопившуюся и нерастраченную в школе энергию. Игры, прогулки на свежем воздухе, поход с родителями за покупками, во время которых ребенку предоставится возможность поделиться всем, что произошло за день и поможет ему избавиться избытка энергии и чувств.

Процесс подготовки домашнего задания с таким ребенком необходимо разделить на несколько этапов, перемежая их переменками.

Выговоры, наказания, нравоучения вряд ли помогут такому ребенку. Учиться лучше он не станет. На худой конец, чтобы родители были довольны, он попытается себя сдерживать. А это у детей-холериков приводит к обратным результатам. Ребенок может стать плаксивым, раздражительным, участятся перепады настроения.

Если ситуация становится критической, то лучше побеседовать с учителем и попросить давать ребенку индивидуальные задания, чтобы ребенок смог продемонстрировать свои знания.

 

Если ваш ребенок меланхолик

Слабый тип нервной системы. Такой ребенок раним, мнителен, застенчив, не уверен в своих силах. Дети-меланхолики очень чувствительны, робки и нерешительны, до крайности обидчивы, постоянно сосредоточены на собственных неудачах. Если на меланхолика хоть немного повысить голос или выразить свое недовольство им, то он тут же расстроится, причем до слез.

Убеждать меланхолика в том, что новое дело у него обязательно получиться – бесполезное занятие. Он никогда не займется делом, в котором  когда-то потерпел неудачу, поскольку он убежден, что у него ничего не получиться. Подобное поведение выводит взрослых из себя, но необходимо сохранять терпение и выдержку, иначе ребенок снова расплачется.

Меланхолики быстро устают, поэтому им необходимо давать периодический отдых. Делайте это хотя бы дома. Не торопите ребенка, не подгоняйте, дайте ему определенное время на выполнение задания.

Самое главное, что должны не забывать родители детей-меланхоликов, что для них очень важна знакомая обстановка, в новых условиях они теряются. Поэтому они дольше адаптируются, чем другие дети. Но полностью освоившись и зная, чего можно ожидать от окружающих, ребенок становится значительно увереннее и полностью проявляет свои способности.

Взрослые должны помогать таким детям справляться с паникой и неверием в собственные силы. В этом залог их успеваемости.

 

Если ваш ребенок флегматик

Это сильный, инертный, уравновешенный тип нервной системы. Сильные эмоции – это не стихия флегматика. Он рассудителен, спокоен, медлителен. Флегматичный ребенок не будет по поводу покупки желанной игрушки или семейной поездки. Конечно, он огорчится, если не состоится намеченное веселье и обрадуется походу в цирк, но его эмоций вы не увидите, он тщательно скрывает их.

Флегматикам порой не хватает выразительности речи, мимики, жестов. Ребенок-флегматик с большой осторожностью относится к переменам. Он долго привыкает к школе. Его школьные проблемы связаны с его медлительностью. Его замедленная реакция не позволяет ему быстро давать ответы на вопросы учителя. Поэтому его иногда ошибочно начинают считать не очень способным.

Не стоит торопить флегматика, он просто не может делать что-либо быстро. Но при этом он очень обстоятелен. Освоившись в новой школьной обстановке, он начинает довольно ровно учиться. Воспринятая им однажды информация надолго остается в его памяти и при необходимости с легкостью извлекается им. Это дает ему возможность спокойно отвечать на вопросы учителя и выполнять письменные задания. Причем, результаты именно письменных работ у флегматиков бывают лучше, чем устных.

 

Состояние здоровья

Низкая успеваемость ребенка может быть результатом сильной утомляемости ребенка из-за чрезмерных нагрузок, связанных со сложностью школьной программы. Выход в этом случае – перевести ребенка в другой класс или школу, где используются другие образовательные программы.

Причины слабой успеваемостиПричины слабой успеваемости

Основными признаками того, что ребенок не может справиться с большими школьными нагрузками это:

головокружения, головные боли, быстрая утомляемость, сонливость, бледность, рассеянность, повышенная слезливость, частая смена настроения, которая раньше не была присуще ребенку, низкий уровень успеваемости при явных способностях ребенка или резкое падение успеваемости.

Другая причина неуспеваемости – это недостаточная способность организма восстанавливаться после длительной болезни. В этом случае симптомы те же, что и в предыдущем. Но переводить ребенка на другую программу нет необходимости. Нужно просто на определенно е время ослабить нагрузку. Эту проблему можно решить, поговорив с учителем. Крайний вариант, чтобы ребенок немного побыл дома, что окончательно восстановить свои силы. Отличный выход из такой ситуации – детские дома отдыха, оздоровительные лагеря и санатории, где наряду с отдыхом и оздоровлением дети продолжают учиться.

 

Право- и левополушарность

Иногда успеваемость ребенка зависит от того, какое полушарие у ребенка является доминирующим.  Поскольку вся система обучения, в основном, построена в расчете на детей с преобладанием левого полушария, то «правополушарники» оказываются в не совсем выгодном положении  и зачастую просто не имеют возможности в полной мере проявить свои способности.

Причины слабой успеваемостиПричины слабой успеваемости

Проблема влияния доминирующего полушария на способности человека с древнейших времен занимала умы ученых. В результате огромного числа проведенных исследований  и экспериментов были получены следующие выводы:

При доминировании левого полушария человек более склонен к точным наукам. Люди с математическим складом мышления более практичны и менее эмоциональны, они мыслят рационально, им с трудом даются творческие задачи.

При доминировании правого полушария человек имеет склонность к занятиям, где возможно проявить свое воображение. Такие люди открыты, непосредственны, доверчивы. «Правополушарники» легко загораются новыми идеями, долгое время заниматься одним делом они могут только в моменты озарения. Если вдохновение их долго не покидает, то они могут сотворить настоящий шедевр, а могут, не доведя одно дело до конца, «заразиться» другой идеей.

Поэтому у таких детей возникает больше проблем в учебе, поскольку они чаще отвлекаются, уходят в свой воображаемый мир. Им требуется больше перерывов в работе и постоянная смена впечатлений.

Среди людей с развитым правым полушарием, больше людей искусства – артистов, художников, музыкантов, талантливых мастеров Правое полушарие было сильнее развито у Моцарта, Шопена, Чайковского, Эйнштейна. А ведь Эйнштейн до 4 лет не разговаривал, плохо учился в школе, а в математике и физике его вообще считали неспособным.

Люди с развитым левым полушарием – это философы, инженеры, лингвисты, ученые, политики, бизнесмены. Они последовательны и собраны, хорошо прогнозируют будущее и умеют анализировать. Это позволяет им делать прекрасную карьеру. Среди известных «левополушарников» А. Линкольн, Г. Форд, Б. Гейтс.

Таким образом, проблемы успеваемости ребенка могут обуславливаться не только ленью, но и доминированием правого или левого полушария.

 

Психологические причины

Иногда успешно осваивать школьную программу ребенку мешают психологические факторы. Среди них, например, частые конфликты в семье или родители ребенка находятся в состоянии развода. И это сразу отражается на ребенке: он вдруг начинает плохо учиться, его внимание ослабевает, он постоянно напряжен и не может сосредоточиться. Ситуация усугубляется, если ни один из родителей не находит возможности успокоить ребенка, поговорить с ним, развеять его страхи.

Еще одна причина психологического характера – это возникновение проблем в отношениях с одноклассниками. По каким-либо причинам (не подсказал на контрольной, поссорился на перемене и тд.) ребенок вдруг оказывается изгоем в классе. На подсознательном уровне ребенок все время возвращается к эпизоду, который повлек за собой такое состояние дел, и пытается себе доказать, что он не виноват. Если же ребенок понимает, что он сам неправильно поступил, его начинает мучать чувство неполноценности и осознание своей вины.

Подобные ситуации требуют скорейшего вмешательства взрослых. Это не говорит о том, нужно бежать в школу и разбираться с одноклассниками вашего ребенка, но поговорить со своим чадом нужно обязательно. Попробуйте выяснить, что его так беспокоит, что он не может заниматься так же хорошо, как и раньше. В чем причина?

Причины слабой успеваемостиПричины слабой успеваемости

Самое главное – не терять контакт с ребенком, общаться с ним, как можно больше и чаще и тогда проблем у него, да и вас будет значительно меньше.