» » Как вести себя при конфликте

Как вести себя при конфликте

Человек в конфликте может вести себя по-разному, и  ход событий может протекать по самым разным сценариям. Чтобы попытаться сделать конфликт конструктивным или минимизировать его, следует придерживаться определенных правил поведения. Таких правил выхода из острой ситуации несколько.

Как вести себя при конфликте

 

Правило 1

Отношение к инициатору конфликта должно быть непредвзятым и справедливым. Начинается конфликт с того, что в паре или группе людей появляется человек, которому что-то не нравится, чем-то он недоволен – это и есть инициатор конфликта. Этот человек предъявляет претензии, выступает с требованиями, обижается, думая, что партнер изменит свою точку зрения и прислушается к нему. Но, как правило, собеседник реагирует на инициатора отрицательно. Он становится обвиняемым, а такая роль всегда весьма неприятна и поэтому, человек (нормальный и адекватный) старается уйти от конфликта, избежать его, или напротив, «готовится дать инициатору отпор».

Необходимо знать, что человек, который является инициатором конфликта (за редким исключением) – это просто склочный, капризный и неуживчивый субъект, он всегда найдет причину «затеять очередную ссору».

В такой ситуации следует справедливо и терпеливо отнестись к инициатору конфликта. Не надо сразу его осуждать и отмахиваться от него, а нужно внимательно и, по возможности, доброжелательно выслушать его.

 

Правило 2

Следует выявить предмет конфликтной ситуации и не расширять его. Этого правила должен придерживаться инициатор конфликта. Ему следует, прежде всего, для самого себя, четко сформулировать, что именно его раздражает и не нравится в оппоненте. Потом доходчиво объяснить причину своего недовольства. Очень часто, именно это правило и не соблюдают конфликтующие между собой люди. Также к этому правилу, в качестве дополнения, необходимо отнести «сокращение количества претензий в один раз». Это грозит тем, что человек, которого обвиняют, начинает думать, что он виноват абсолютно во всем. Или другой момент – обвиняемый начинает раздражаться, так как не знает как «угодить инициатору» и вообще, если «все так плохо», стоит ли это делать?!

Со вторым правилом поведения в конфликтной ситуации связано свойство психологического характера некоторых людей, которые предпочитают сдерживать себя и уходить от конфликта (неконфликтные по натуре люди). Но, когда-то, все, мысленно накопленные обиды и упреки обязательно выплеснуться наружу, так как становиться трудно сдерживать все это в себе. Нужен только случай, какой-то мелкий спор и тогда выльется такой объем обид и недомолвок, что остановить такой конфликт будет невозможно. В таких случаях спасет только третья сторона.

Как вести себя при конфликте

Именно поэтому очень опасным и нежелательным считается выход из конфликта по типу «сглаживание» и еще опаснее – «уход» от конфликта.

 

Правило 3

Нужно сформулировать позитивное решение конфликтной ситуации. Тогда это:

  • Во-первых, это вынудит инициатора все взвесить (все за и все против) в выдвигаемым им обвинении;
  • Во-вторых, подумать и рассчитать какие возможны последствия конфликта;
  • В-третьих, самому подумать о лучшем для него выходе из конфликта.

В результате, может снизиться потенциал отрицательной напряженности инициатора конфликта. Позволит увеличить его представление о сути конфликта и его необходимости, ощутить себя в роли обвиняемого.

Как разновидность позитивного исхода конфликта можно рассматривать правило уточнения исходов ссоры. В этом случае обвиняемый просит инициатора уточнить причины противоречий, ограничить их, а также предложить инициатору нормальный (позитивный) выход из конфликтной ситуации.

 

Правило 4

Это правило поведения в конфликтной ситуации касается эмоционального типа ведения конфликта.

Естественной реакцией на грубый выпад инициатора в сторону обвиняемого, будет ответ обвиняемого: «Успокойтесь! Оставьте этот тон!». Такая ошибка инициатора, может помочь обвиняемому совсем избежать спора и выйти из конфликта самым благопристойным и «честным» способом.

Но следует всегда помнить самое главное условие конфликта, спора, конфронтации – насколько возможно, ровный и спокойный тон выражений, продуманность и точность сказанных слов. Следует говорить  так, чтобы на раздраженность не было никакого намека, ни какого упрека в адрес собеседника. Это, как правило, позволяет снизить напряженность, обезоружить нападавшего. Иначе, спор нужно направить по форме в русло «делового разговора деловых людей».

 

Правило 5

Правило обезличенного спора – это самое главное правило поведения в конфликте. Оно указывает на то, что следует избегать споров и конфликтов, в которых затрагивались бы личностные чувства человека, чувства собственного достоинства личности. Этого допускать нельзя ни при каких обстоятельствах.

Конфликты можно разделить на «деловые» и «личные». Деловые конфликты основываются на противоположном отношении к способам поведения, третьим лицам, каким-то вещам. Эти конфликты всегда конкретны и понятны, они строятся по принципу долженствования, обязательном соблюдении различных правил и инструкций производственных отношений.

Личные конфликты, по сравнению с деловыми, всегда не столь конкретны. Здесь недовольство направлено не на частности того или иного поведения, а к личности собеседника в целом.

Проще и легче разрешаются деловые конфликты и совсем непросто и с большим трудом – личные. Так как за личным недовольством стоит требование, направленное на то, чтобы оппонент изменил что-то в своем поведении, характере, точке зрения или даже потребности.  За теми или иными привычками стоит, как правило, определенное основание. Если, к примеру, можно как-то немного изменить или скорректировать привычки, вкусы, привязанности, то никак не получится изменить основные потребности личности и ее темперамент. Таким образом, в конфликтных, стрессовых ситуациях, заложенные в человеке природные особенности личности непременно заявят о себе. Но в тоже время, это не говорит о том, что сформировавшись один раз, личность не может больше совершенствоваться и изменяться. Конечно же, может.