» » Как определить неправильный состав дорог

Как определить неправильный состав дорог

В городской суете или на просторах загородных дорог, когда наш автомобиль подбрасывает на выбоине, мы отрываем руки от руля и произносим очередное, взволнованное «Эх…!». Вспоминаются побитые колеса, разболтанные тяги, шаровые опоры и т.д.

Как определить неправильный состав дорог

Конечно, итальянцам хорошо: их пращуры в IV веке до н.э. из Рима в Капую построили Аппиевую дорогу, состоящую из 4-х слоев, общей толщиной 1,0-1,25 м, где каждый слой выполнен из каменных материалов различной величины, убывающий от нижнего слоя к верхнему, скрепленных минеральным вяжущим.

Неправильный состав дорог приводит их к разрушению из-за того, что у нас поверхность проезжей части городских улиц и трасс укрепляют дорожными одеждами. Толщина дорожной одежды принимается в пределах 40-60 см. Давайте рассмотрим состав дорог:

  • Подстилающий слой выполняют из фильтровальных материалов: камня, шлака, гравия,  щебня, а также песка. Он также выполняет дренирующие и теплоизолирующие функции.
  • Покрытия разделяются на усовершенствованные, переходные и простейшие типа.
  • Усовершенствованные – цементно-бетонные, железобетонные (сборные и монтажные), асфальтобетонные, мозаичные, брусчатые.
  • Облегченные – из битумо-минеральных смесей и холодного асфальта, щебеночные и гравийные, обработанные вяжущими материалами.
  • Переходные – брусчатые, грунт-асфальтовые, грунтовые обработанные вяжущими материалами.

Что же все-таки приводит к разрушению? Неправильный состав?

Для асфальтобетонных покрытий – это старение битума за счет химических превращений, в результате чего проявляются поперечные трещины, когда расстояние между ними менее 1,5 м, появляются продольные трещины и покрытия быстро разрушается.

Что касается цементно-бетонных и бетонных покрытий, то они более долговечны, это показал опыт эксплуатации дорог в США, Англии, Франции, ГДР. Неправильный состав таких покрытий приводит к попаданию влаги в температурные швы.

И все-таки, что вызывает наше взволнованное «Эх...!»? Ученые говорят, что колебания автомобиля вызывают неровности, но не все:

  • Вогнутые неровности не имеют значения, если колесо свободно перекатывается через них;
  • Короткие неровности высотой 3-6 мм, как правило приводят к деформации шин;
  • Препятствия радиусом 30 мм вызывают дополнительные динамические нагрузки в пределах 10-40 % от средних;
  • Волнообразные неровности длиной менее 100 мм ограничиваются лишь звуковыми колебаниями;
  • Неровности между плитами бетонных покрытий всегда влекут подъем или опускание всего автомобиля и служат причиной дополнительных динамических нагрузок.
  • В одной из монографий дан такой пример: «…длина волны неровностей в 4 м вызывает резонанс колебаний кузова и пульсирующее воздействие на покрытие при скорости 35 км/ч. При скорости 160 км/ч в резонансе участвуют только колеса».

Как определить неправильный состав дорог

Таким образом, народная поговорка «Больше скорость – меньше ям» находит подтверждение в трудах ученых.