» » Что это за заболевание синдром дефицита внимания и гиперактивности

Что это за заболевание синдром дефицита внимания и гиперактивности

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) связан с видимыми поведенческими проблемами и проблемами в сфере обучения. Большая часть проведённых исследований посвящена поведенческим особенностям, и сравнительно редки исследования, направленные на изучение недостаточности в сфере обучения. Тем не менее, если говорить об академических достижениях, то результаты детей с СДВГ здесь гораздо ниже, нежели результаты, демонстрируемые их ровесниками. Таких детей с более высокой вероятностью могут оставить на второй год для повторного прохождения курса, перевести в специализированный класс; они чаще нуждаются в дополнительных занятиях. Кроме того, в случае детей с СДВГ чаще проявляются нарушения чтения, выше вероятность недостаточной обучаемости, учебной дисфункции. От 30% до 50% детей с СДВГ вынуждены пройти курс обучения в начальной школе заново как минимум один раз; от 25% до 36% не заканчивают старшую школу.

Что это за заболевание синдром дефицита внимания и гиперактивностиЧто это за заболевание синдром дефицита внимания и гиперактивности

Дюполь и Экерт в своих работах отмечают, что, хоть и были обнаружены положительные эффекты воздействия на поведение и связанные с ним проблемы у детей с СДВГ, но в области академической успеваемости результаты обычно оказываются не так заметны. Если говорить об учебных эффектах, то исследования говорят о том, что воздействие, оказываемое преподавателем, продуктивно лишь в поведенческой сфере, но продуктивность идёт на спад, когда речь заходит об улучшения способностей к обучению.

Дети с СДВГ характеризуются слабым поведенческим торможением. Возможности таких детей в отношении планирования и прогнозирования деятельности также ограничены; у них снижена восприимчивость к сделанным ошибкам; нарушена речь, направленная на себя, и способность к использованию вербального способа решения задач. У них имеются проблемы с развитием, использованием и контролем организационных стратегий, они демонстрирую слабую эмоциональную саморегуляцию. Также имеет место снижение способности к решению задач, наличие сложностей осуществления целенаправленного поведения. Голдберг счёл эти симптомы результатом дисфункции лобных долей, которая отображается в виде слабой способности к планированию и прогнозированию в сочетании со сниженным контролем над побуждениями и выраженной аффективной неустойчивостью.

Что это за заболевание синдром дефицита внимания и гиперактивностиЧто это за заболевание синдром дефицита внимания и гиперактивности

Наглиери и Голдстейн предположили, что работа лобных долей, с которыми связано осуществление исполнительных функций, согласуется с концепцией процесса планирования в теории ПВСС (модель ПВСС – планирование, внимание, симультанная и сукцессивная обработка информации). В соответствии с данной стратегией формируется инструкция, которую специально обученные преподаватели дают ученикам с СДВГ. В исследованиях, опирающихся на данную модель, была изучена эффективность использования системы оценки когнитивных функций (CAS) и обнаружено, что дети с СДВГ набирают средние баллы по всем шкалам ПВСС, за исключением планирования. Благодаря серии исследований было выдвинуто предположение о том, что дети с ослабленной функцией планирования могут улучшить свои способности в этой сфере с помощью обучения. Кроме того, обучение более эффективному использованию функции планирования при включении в академическую деятельность даёт лучшие результаты. Началом данной линии исследований послужила работа Кормиера и Кара, которые учили детей выявлять пользу от использования стратегий.

Что это за заболевание синдром дефицита внимания и гиперактивностиЧто это за заболевание синдром дефицита внимания и гиперактивности

Таким образом, медицинские препараты могут быть эффективны в отношении базовых поведенческих симптомов СДВГ, однако, в случае вторичных симптомов, включающих в себя проблемы с успеваемостью, был рекомендован мультимодальный комбинированный план лечения.