» » Испуг у ребенка, какие могут быть последствия

Испуг у ребенка, какие могут быть последствия

Известно, что испуг вредно отражается на детях; у перепуганного ребенка нередко нарушается речь; некоторые дети, до того резво бегавшие, перестают ходить или даже стоять.

После своевременного и правильного лечения шоковые реакции у детей обычно проходят бесследно, заканчиваясь полным выздоровлением.

Гораздо правильнее научить ребенка преодолевать свой страх, внушить ему, что бояться нечего. Предположим, ребенок боится собак. Можно купить ему для начала игрушечную собаку — пусть поиграет с ней, убедится, что это безопасно. Потом пусть мама в его присутствии погладит настоящую собаку, покормит ее, расскажет, что собака не тронет маленького, если он сам не будет ее обижать.

Испуг у ребенка, какие могут быть последствияИспуг у ребенка, какие могут быть последствия

Очень важно создать ребенку спокойную обстановку и правильный режим. Из практики воспитания должны быть категорически исключены всякого рода устрашающие рассказы, угрозы позвать «волка», «черного деда» и тому подобное.

Конечно, взрослые должны быть предусмотрительными, они обязаны оградить ребенка от всяких случайностей. Но ведь ребенок растет не под стеклянным колпаком! К тому же чрезвычайным, «сверхсильным» раздражителем для малыша могут стать и вполне безобидные вещи: собака, неожиданно выскочившая из-за угла, громкий свисток паровоза, появление незнакомого человека. Так что для профилактики возможных болезненных реакций одних «оградительных» мер явно недостаточно.

К шоковым реакциям более предрасположены пугливые, легко возбудимые дети. И они в первую очередь нуждаются в своего рода психическом закаливании: необходимо воспитывать у такого ребенка активность, самостоятельность. Если мать замечает, что ребенок слишком бурно, болезненно реагирует на все новое, неожиданное, следует постепенно и осторожно приучать его к этому новому, знакомить с окружающей средой. Допустим, ребенок боится собаки. И вот каждый раз, заслышав издали собачий лай, взрослые судорожно хватают ребенка на руки, убегают с ним да еще приговаривают: не отдадим.

Испуг у ребенка, какие могут быть последствияИспуг у ребенка, какие могут быть последствия

Если ребенок однажды перенес шоковую реакцию, не надо в его присутствии говорить об этом.

Проявления нервности у детей имеют свои отличительные особенности. Ведущим, основным становится для них какой-нибудь один симптом — «моносимптом». Очень часто это — расстройство аппетита, упорная рвота; иногда — ночное недержание мочи.

Крупный советский физиолог Н. И. Красногорский указывает, что у нервных детей рвотный рефлекс образуется с чрезвычайной быстротой, а угасает очень медленно.

В некоторых случаях однократной рвоты бывает достаточно для того, чтобы все раздражения, действовавшие на ребенка в тот момент,— вид и запах пищи, даже слова — образовали связь с рвотным центром и в дальнейшем всегда вызывали рвоту.

Испуг у ребенка, какие могут быть последствияИспуг у ребенка, какие могут быть последствия

Как, почему нарушается аппетит у, казалось бы, здорового ребенка? Пользуясь специальными методами изучения слюнных рефлексов, Н. И. Красногорский установил, что большую роль здесь играет расстройство деятельности слюнных желез, пониженное содержание соляной кислоты в желудочном соке. Если пища недостаточно смачивается слюной, ребенку трудно ее проглотить, и сам процесс еды становится для него неприятным. Причиной плохого аппетита могут быть также туберкулезная интоксикация, гельминтозы и другие заболевания.

Некоторые дети боятся всяких незнакомых предметов, в том числе и новых блюд, которые появляются в их рационе с началом прикорма. В действие вступает «защитно-оборонительный рефлекс» — малыш сжимает губки, обеими руками отталкивает тарелку, плачет.

Самое вредное во всех подобных случаях — принудительное кормление. Чем больше нервничают и изощряются родители, стараясь преодолеть сопротивление ребенка, тем больше закрепляется у него отрицательный пищевой рефлекс. В итоге всякая еда начинает вызывать рвоту.

Расстройство аппетита может возникнуть и от других, более сложных и не всегда очевидных для окружающих причин.