» » Как нужно чередовать умственную и физическую работу

Как нужно чередовать умственную и физическую работу

Самые утомительные дни — те, когда приходится заниматься однообразным делом. Нередко, устав от однообразия, мы машинально поднимаемся, бродим по комнате и с удовольствием потягиваемся. Это, так сказать, подсознательный активный отдых. Сигналы, идущие от мышц, способствуют восстановлению работоспособности нервных клеток, уставших от умственного труда.

Умственная работа, как известно, нелегко поддается регламентированию. Человек, «зараженный» идеей, отдает ей не только свое рабочее время, но невольно возвращается к ней мыслью и в часы отдыха. «Выкинуть» ее из головы не позволяет так называемая доминанта в коре головного мозга. Такой участок действует по праву сильного: он «притягивает» к себе возбуждения из других участков, усиливается за их счет, а их реакции тормозит. Вот почему человек, всецело поглощенный интересующим его делом, не реагирует на окружающую обстановку. Это внешнее проявление «трудовой доминанты», тормозящей нередко даже такие сильные для нервной системы раздражители, как голод и потребность сна.

Как и зачем нужно чередовать умственную и физическую работуКак и зачем нужно чередовать умственную и физическую работу

Особенно важны правильное чередование труда и отдыха и активная физическая работа в периоды напряженного и длительного умственного труда, например, во время сессии, защиты дипломов и диссертаций. Физкультминутки через каждые 2—3 часа умственной работы в это время совершенно необходимы.

Иные люди средних лет и особенно пожилые, всю жизнь занимавшиеся только умственным трудом, нередко выражают сомнение: «Не поздно ли менять установившийся уклад жизни и начинать заниматься физической культурой?» «Нет, не поздно, никогда не поздно!»— отвечает им современная медицина. В любом возрасте необходимо, разумеется, посоветовавшись с врачом, установить такой режим жизни, который непременно предусматривал бы посильные физические упражнения.

Вы не убеждены, что это действительно так? Вспомните биографию Луи Пастера. Когда ему было 46 лет, у него произошло кровоизлияние в мозг, в результате чего ученый был парализован. Медленно оправляясь от тяжелого недуга, Пастер тщательно проанализировал его причины и пришел к выводу: виновата чрезмерная умственная работа и неправильный режим. Он начал систематически заниматься физическими упражнениями. В течение 20 лет после болезни Луи Пастер удивлял своих коллег исключительной энергией и работоспособностью. Наиболее ценные открытия он сделал именно в этот второй период жизни.

Как и зачем нужно чередовать умственную и физическую работуКак и зачем нужно чередовать умственную и физическую работу

Какие же элементы физической культуры должны обязательно входить в режим дня работников умственного труда? Прежде всего, утренняя зарядка с последующим обтиранием или обливанием тела холодной водой, прогулки на свежем воздухе.

Очень полезно кататься на коньках или лыжах, заниматься плаванием, греблей, легкой атлетикой или спортивными играми на открытом воздухе. Возьмите себе за правило в субботу и воскресенье обязательно выезжать за город. Тесное общение с природой, активные движения, воздух и солнце необходимы каждому.

Как и зачем нужно чередовать умственную и физическую работуКак и зачем нужно чередовать умственную и физическую работу

Спорт для многих ученых стал настоящей потребностью. Именно спорт позволяет сохранять хорошую работоспособность, хорошую интеллектуальную форму.

Рем Иванович Солоухин много лет с завидным постоянством занимался спортивной гимнастикой; он кандидат в мастера спорта. Его веру в чудодейственную силу физкультуры разделяли директор Института ядерной физики заслуженный академик Г. И. Будкер — турист, путешественник и любитель водных лыж, доктор технических наук А. И. Леонтьев — чемпион Новосибирска по бадминтону и многие другие ученые, изобретатели, конструкторы, инженеры, педагоги.