» » Как научиться резьбе по дереву

Как научиться резьбе по дереву

Резьба по дереву является традиционным русским искусством. Русские резчики по дереву с древних времен, и по наши дни, известны на весь мир своими изумительными и тонкими, сделанными со вкусом работами. Геометрическая резьба по дереву, является одним из наиболее простых видов резьбы, - она не требует специальных знаний теории рисунка, и сложного набора инструментов, так как другие виды. В тоже время, в   геометрической резьбе применяется большое разнообразие приемов.

 

Рассмотрим одну из разновидностей геометрической резьбы - трехгранно-выемчатую, в которой резными элементами являются квадраты, треугольники, трапеции, прямоугольники, ромбы. Техника вырезания всех этих элементов состоит из накалывания и подрезки.

Как научиться резьбе по дереву

Треугольник вырезается так: Сначала его чертят на подготовленной доске. В середине разметки треугольника отмечают точку. В нее вставляют острие ножа,

располагая ручку строго вертикально, чтобы пятка ножа была направлена к какой-нибудь вершине треугольника. Далее на нож нажимают с такой силой, чтобы носик ножа вошел в древесину на 2-3 мм, пятка при этом, должна слегка прикоснуться к вершине треугольника.

Как научиться резьбе по дереву

Таким же образом продолжают и по отношению к остальным вершинам, при смене направлений ножа поворачивают только доску.

После того, как накалывание произведено, приступают к подрезке. Стамеску-косяк располагают под углом от 30 до 45 градусов к поверхности доски (в зависимости от нужной глубины резьбы), и медленно проводят острие вдоль одной стороны треугольника, постепенно углубляя носик стамески к середине на 2-3 мм. Достигнув середины, начинают двигать носик стамески в сторону другой вершины треугольника, заканчивая постепенно выводить носик на поверхность в вершине.

Как научиться резьбе по дереву

Если все точно делать, то итогом этой подрезки будет отделение от доски маленькой трехгранной пирамидки.

После этого, повернув доску на 120 градусов, делают вторую подрезку, и отделяют вторую пирамидку. Третью, последнюю подрезку делают аналогично предыдущим, также повернув далее доску на 120°. Такой же техникой выбираются и другие элементы - квадраты, трапеции, прямоугольники, ромбы.

Очень хорошо делать трехгранные выемки угловым резаком, с углом односторонней заточки между двумя лезвиями в 70-80 градусов. Такой резак бывает согнут в сторону фасок заточки на 20-30 градусов, или закреплен под таким же наклоном к ручке. Он удобен для вырезания неглубоких выемок.

 

Такая трехгранно-выемчатая резьба достаточно эффектно смотрится на белой древесине. Но это не означает, что ее нельзя подкрашивать или тонировать.

Для такой резьбы нужно выбирать высушенную древесину лиственных пород (ивы, липы, березы, тополя, осины, ольхи и т.д.) без сильно выраженного текстурного рисунка.

Для миниатюрной резьбы требуется твердая древесина груши, самшита, клена, яблони и граба.

 

Крупные элементы вырезают на древесине хвойных пород. Годичные кольца этой древесины будут искажать мелкие элементы. Также, древесина может скалываться при такой резьбе вдоль волокон. Поэтому для резных украшений деревенских изб всегда применяли сосну.

 

Перед тем, как начинать резьбу по дереву, заготовку нужно хорошенько остругать и отциклевать, только не нужно зачищать наждачной бумагой. Так как при обработке такой бумагой, мельчайшие абразивные частицы, забываются в волокнах древесины, и во время резьбы попадают под лезвие ножа или стамески, затупляя его. Зачищают наждачной бумагой только после окончательного завершения резных работ.

 

Чтобы изделие имело вид старого дерева, его тонируют протравой, которую готовят так: в уксус, на несколько дней, кладутся гвозди или куски стальной проволоки. Потом добавляют воду и, надев резиновые перчатки, кистью раствор наносят на поверхность изделия. После высыхания поверхности резного изделия, его слегка шлифуют мелкой наждачной бумагой. При этом все выступающие элементы светлеют, и резьба смотрится более рельефной.