» » Как снять неблагоприятное состояние у ребенка

Как снять неблагоприятное состояние у ребенка

Часто приходится разбираться педагогам в конфликтах, возникших между участниками учебно-воспитательного процесса, причем возникших спонтанно и неожиданно. Осуществлять помощь в налаживании взаимоотношений (снятие озлобленности у подростка, агрессии, апатии, тоски, неуверенности, подавленности и др.). Для каждой конкретной ситуации принято использовать различные методы снятия неблагоприятного состояния детей.

Как снять неблагоприятное состояние у ребенка

 

1 метод. Подавление.

Предполагает жестко пресекать и ограничить действия и поступки подростка. Это необходимо для того, чтобы избежать того, что может навредить самому ребенку. Силой авторитета, взрослый стремится повлиять на проявления агрессии ребенка, уменьшить ее и затем, заняв господство, подчинить подростка себе. Но в этом случае, есть опасность того, что состояние подростка, ребенка станет еще более угнетенным. То есть, при достижении цели, говорить о том, что наступило благополучие, созданы условия для развития ребенка как личности и включения его в работу. В этот момент не учитывается состояние подростка, а акцентируется внимание только на негативных проявлениях личности ребенка и выход только на внешнее изменение его поведения.

В этой сложной ситуации в первую очередь важно остановить внимание на совершенном поступке и нельзя затрагивать личности подростка (ребенка). Такой метод допустим лишь в том случае, если взрослый имеет заслуженный авторитет и влияние. Еще раз стоит напомнить, что такой метод нужно применять только в тех случаях, если негативные проявления подростка грозят его здоровью, жизни, а также жизни или здоровью других людей.

Как снять неблагоприятное состояние у ребенка

 

2 метод. Вытеснение.

Метод применяют для удаления негативных проявлений, и последующего включения подростка в работу. Необходимо выстроить цепочку действий для снятия состояний неблагоприятного характера (отвлечь, заменить или вытеснить). Применяя данный метод, следует иметь высокий профессионализм взрослого (педагога, воспитателя, родителя). Потому что, только манипулировать состоянием подростка – нельзя. Вытеснение следует проводить как можно мягче, через ненавязчивую шутку – например, или заинтересовать ребенка чем-то  важным и не терпящим отлагательства…

 

3 метод.  Игнорирование.

То есть, нет реакции взрослого на какое либо неблагоприятное состояние ребенка. Цель метода в том, чтобы создать условия для угасания накала неблагоприятного состояния.

 

4 метод.  Санкционирование.

Этот метод предполагает разрешение для проявления того или иного состояния (грусти, апатии, скуки), хотя оно и имеет отклонение от ценностей и социальных норм. Такой метод будет оправдан, если такое состояние не будет наносить вред, как окружающим, так и самому подростку, а резкое пресечение будет вредно для его нормального развития. Этот метод нельзя применять в том случае, если подросток пребывает в состоянии ненависти, злости или гнева.

 

5 метод. Концентрация на положительном.

Метод предполагает акцентировать внимание на позитивном в подростке и в другом человеке, предмете, живом существе и т.д., против кого или чего изначально была направлена агрессия. Основные характеристики этого метода:

  1. Ребенок имеет право на проявление эмоционального характера, и принимать как данность его негативное проявление;
  2. Поддержка атмосферы доверия, мягкий тон, понимающий взгляд, спокойный голос,  этическая выдержанность – все это нужно проявлять, для содействия психическому проявлению;
  3. Необходимость учета особенностей подростка как возрастных, так и индивидуальных.

 

6 метод. Ситуация успеха.

Метод подразумевает акцент на проявление сил духовного и физического характера подростка, плодотворное и максимальное развитие его способностей. Испытывая успех, подросток (ребенок) обретает собственное достоинство. Подчеркивание его положительных качеств, ребенок видит, что и он что-то значит и как человек чего-то стоит. И еще, ситуация успеха дает ребенку радость и удовлетворенность жизнью в данный отрезок времени.

 

7 метод.  Снятие страха.

Этот метод осуществляют, как правило, с использованием какой-нибудь страшной игры-драматизации. В игре ребенку предлагается изобразить страшные ситуации в театральной форме смешного, юмористического, карикатурного плана. Т.е., страшные и неприятные для ребенка ситуации, он сам пытается изобразить в смешной, юмористической форме.

 

8 метод. Высокая мотивация к сотрудничеству.

Метод рассчитан на стремление заставить ребенка (подростка) чувствовать себя в среде своих ровесников и взрослых как значимой фигурой, имеющего свою цель и мнение, с которым все считаются. Опираться следует на личный опыт ребенка (как негативный, так и положительный).

 

9 метод. Авансирование доверия.

Иными словами - обещание, с обязательным его выполнением, в помощи и поддержке ребенка в выработке нового (положительного) его образа в глазах взрослых и ровесников.

 

10 метод. Скрытая инструкция.

Это незаметная помощь ребенку в сосредоточении тех ситуаций и моментов, которые помогут ему изменить о себе мнение. Пример:

  1. Не бояться просить помощи;
  2. Не отвечать грубостью на грубость;
  3. Не думать, что негативные реплики направлены на него;
  4. Стараться увидеть в родителях самых родных людей на свете и всегда обращаться к ним в трудные моменты и т.д.

 

11 метод. Персональная исключительность.

Сделать акцент на исключительность в сознании подростка (ребенка) можно с помощью схемы его генеалогического древа. Объяснив при этом, что за многие тысячи лет гены так непредсказуемо сочетались и переплетались, что в результате он, ни на кого не похожий, уникальный человек.

 

12 метод. Внушение.

То есть, повторять ребенку в разных ситуациях высказываний ситуаций следующего характера:

  1. Необходимо терпение, которого подростку не занимать, потому как процесс не быстрый и трудный.
  2. С проблемой подросток должен, способен и сможет справиться.
  3. Что взрослый будет всегда рядом и поможет в тяжелой ситуации.
  4. Каждый должен сделать выбор, определяющий его дальнейшую судьбу и т.д.

 

13 метод. Высокая оценка поведения.

Ведение исследования поведения подростка, с непременным выделением и похвалой некоего действия, которое подтверждает его самостоятельную работу над собой. К примеру:

  1. Положительная реакция по поводу правильно и четко поставленного вопроса;
  2. Опрятность внешнего вида;
  3. Сдержанность, проявленная подростком, на какую-либо обиду со стороны ровесника и так далее.


Теги: Детская психология